По нашим оценкам на Услуги Обучения ложится наибольшая нагрузки среди всех Услуг Менторов ( примерно 55-60% ). При этом похожая функциональность имеется в составе Проекта ANQuestion. По этой причине мы тщательно отслеживаем и сравниваем эффективность Образовательных Процессов в Проектах ANMentor и ANLesson. Не будем пока обсуждать технологию этого сравнения, а сразу сообщаем наши выводы: обучение в ANMentor на 70-80% эффективнее, чем в ANQuestion.
Спрашивается, почему? Оказывается, что в силу двух главных факторов: в Проекте ANMentor, во-первых, Знания концентрируются на конкретных потребностях Проектов, а, во-вторых, стороны, то есть, Менторы и Слушатели, очень быстро вырабатывают эффективный стиль передачи Знаний. У нас нет пока хорошей оценки соотношения вкладов в указанный выигрыш этих двух факторов, но 60:40 - это примерная предварительная оценка. А главное, что мы сейчас можем обоснованно утверждать - обучение в Проекте ANMentor очень эффективно.
Чем еще привлекателен Проект ANMentor в части обучения? Конечно, планированием, то есть возможностью тщательно спланировать Учебный Процесс и синхронизировать приобретение Знаний и их использование в разработке Проектов. В рамках Проекта ANLesson получить аналогичные результаты было бы трудно. А еще наличием возможности трансформировать имеющиеся в рамках Учебной Программы Учебные Материалы, например, Рецепты, Руководства, Конспекты в формат Advanced Notes, что является источником значительной экономии времени, а также возможностью использования инструментария ANCortex для накопления Знаний.
И, последнее, о чем мы считаем целесообразным сказать в этом коротком тексте: форматом Advanced Notes можно пользоваться по разному, например, как в Проекте ANMentor, создавать Учебные Материалы так, что значительная их часть может войти в Документацию Проектов Слушателей, а это заметная экономия времени на ее разработку. По нашим оценкам она может составлять 25-30%.
Затраты ресурсов Менторов на выполнение Экспертиз по Заданиями Слушателей и Сторонних Пользователей меньше более, чем в два раза в сравнении с затратами на Обучение, но эффект от них значителен. Насколько и по каким направлениям - об этом подробно написано в документе 'Эффективность Экспертиз Менторов'. Коротко об этом написать не получится. В текущий момент времени мы не видим тенденций к увеличению объема экспертных работ - он находится на одном и том же уровне с момента старта Проекта ANMentor.
Мы считаем, что это главным образом это связано с четырьмя факторами: во-первых, организация Экспертизы Слушателями и Сторонними Пользователями достаточно трудоемка, во-вторых, Экспертизы в основном выполняются для Архитектурных и Проектных Решений, в-третьих, для Решений в сфере разработки имеется довольно большой объем Рецептов и Руководств и, в-четвертых, во многих Проектах, особенно из сферы ИТ и ИИ имеются очень развитые средства внутреннего тестирования. Тем не менее, Экспертизы очень востребованы, например, применительно к таким темам, как Сознание Вселенной или Квантовые Технологии, а поэтому мы ожидаем их совершенствования.
Существенно, что нет одной технологии тестирования, их много - по меньшей мере столько же, сколько существует Тем Проектов ( а сейчас их 117 ). Есть и простые Технологии, и очень сложные. Первые требуют небольших затрат времени и иных ресурсов, а вторые весьма значительных. При этом некоторые Экспертизы Менторы не могут выполнить самостоятельно - требуется привлечение сторонних исполнителей. В наших условиях это всегда Лаборатория 4TLab.
Экспертные Заключения, как документы, представляющие результаты Экспертизы, очень важны с точки зрения их содержания и оформления. Для каждой Темы Проекта имеется Шаблон Экспертного Заключения одного из трех типов: Экспресс, Отчет и Аналитика. Экспресс Шаблон у нас имеется для всех Тем Проектов, Шаблон Отчет - примерно для 70% Тем, а Шаблон Аналитика - примерно для 40% Тем. Если какого-то Шаблона для Экспертизы нет, то он разрабатывается в процессе ее проведения.
Услуги разработки различного рода Решений пока используются Слушателями и Сторонними Пользователями относительно редко - их объем составляет около 15% от всего объема Услуг. Наши опросы показывают, что у этого только одна причина - к Менторам прибегают почти исключительно в ситуации, когда есть намерение сделать Проект полностью самостоятельно и лишь в двух редких ситуациях: когда есть дефицит времени или обучение незавершено, помощь Ментора оказывается эффективным решением проблемы. Пока не ясно, насколько это устойчивая картина. Мы полагаем, что со временем указанный процент будет выше ( до 25-30% ).
Разработка Ментором Решений может выполняться в двух Режимах: Автономном или Учебном. В первом случае Слушатель или Сторонний Пользователь создает Задание на Разработку ( это, по сути дела, традиционное Техническое Задание ), а Ментор его выполняет и предъявляет результаты своей Работы. Ниже есть ссылка на документ, в котором это описано подробно. А во втором случае Ментор выполняет Задание с разбиением на отдельные Элементы и после завершения работы над каждым Элементом подробно его объясняет и при необходимости оформляет в виде документа Advanced Notes. И этот второй случай со временем будет использоваться все чаще и чаще - об этом говорят наши опросы.
И они же показывают, что есть четыре основных направления работ, по которым Услуги Разработки требуются чаще всего, причем практически независимо от Тем Проектов: